ОСАГО выйдет на европейский уровень?
20.07.2007
Утром - деньги, вечером - суд. По данным Минфина, в России заключено более 31 миллиона договоров об ОСАГО. Страховые выплаты за прошлый год составили 31,7 миллиарда рублей. Всего дорожных происшествий, за которые были возмещены убытки из страховых сборов, произошло больше полутора миллионов! Средний срок выплат составил три месяца.
"Ждать выплат пострадавшему приходится слишком долго", - заявил премьер¬министр Михаил Фрадков и дал поручение максимально упростить процедуру.
Первое нововведение, которое, как обещает правительство, вступит в силу уже с 1 июля 2008 года. Если до сих пор при ДТП надо было обращаться за возмещением ущерба в страховую компанию виновника, то теперь все выплаты должна будет обеспечивать "своя" компания. Эта поправка будет принята в рамках европротокола о прямом урегулировании убытков. "Своя" страховая компания сначала возмещает ущерб, а затем уже самостоятельно, без помощи пострадавшего водителя, взыскивает с виновника или его страховой компании выплаченные пострадавшему деньги.
Вологодские страховщики только приветствуют это новшество. "Прямое урегулирование - это очень хорошая вещь, которая действительно упростит жизнь людям, - считает специалист по страхованию СК "Спасские ворота" Сергей Амосов. - Однако нужно учитывать, что объем работы у любой страховой компании в этой связи возрастет по меньшей мере в два раза, а это значит, придется увеличивать штаты. Особенно это касается крупных страховых компаний".
Кроме того, в правительстве считают, что ремонт пострадавшей автомашины должен быть просчитан без учета износа.
"Вот здесь, я считаю, должны быть уточнения. Сколько лет автомобилю - 20 или всего один год? - предвидит сложности начальник отдела страхования СК "Шексна" Артем Некрасов, - в этом случае при страховании автомобиля должны применяться повышающие или понижающие коэффициенты".
25 тысяч "на глазок"
Второе изменение в Законе об ОСАГО должно, как считают в Министерстве экономики, сократить пробки на дорогах и сэкономить время при ожидании инспектора ГИБДД в случае ДТП. В случаях, когда ущерб от аварии не превышает 25 тысяч рублей, пострадавших нет, а в ДТП участвуют только две автомашины, присутствие инспектора необязательно.
Однако ведущие страховые компании уже открыто высказывают сомнения в честности некоторых водителей.
"Если сейчас примерно 25 процентов страховых случаев составляют попытки мошенничества, то когда будет принят этот пункт - процентное количество возрастет, - уверен Сергей Амосов. - Водители будут договариваться между собой и получать страховые выплаты, а на этом можно заработать очень даже приличные деньги. И в конечном счете цену полиса неизменно придется повышать. А кто от этого пострадает? Пострадают законопослушные водители. На мой взгляд, этот пункт требует тщательной доработки".
"А как оценить, превышает ущерб 25 тысяч или нет? - задается вопросом начальник отдела страхования СК "Шексна" Артем Некрасов. - Есть примеры, когда, например, фара на дешевом автомобиле стоит дороже, чем та же фара на дорогом. Водитель, не зная уровня цен, не сможет объективно оценить ущерб". Самим страховщикам контролировать такие ситуации будет трудно: выехать в район на место ДТП специалисту¬страховщику затруднительно, а создавать специальную службу для этих целей - дополнительные затраты.
В области есть специальная служба так называемых страховых комиссаров - коммерческая организация, которая предлагает страховым компаниям свои услуги, однако не все могут позволить себе заключать договор с "комиссарами". Куда относить затраты на их работу? Выходит, все туда же - на стоимость страхового полиса. А ее устанавливает федеральный закон. Выходить из ситуации, по всей видимости, страховым компаниям придется при помощи назначения за свой счет трассологической экспертизы в каждом страховом случае.
"Эти экспертизы мы назначаем и сейчас, если у службы безопасности вдруг возникают подозрения в отношении добросовестности наших клиентов, - рассказали в СК "Шексна", - с введением в действие этой поправки экспертизы просто будут назначаться всегда, если на месте ДТП не присутствовал инспектор".
Платить по-новому
Сами выплаты тоже будут изменены. Предельная сумма возмещения страхового ущерба по ОСАГО будет увеличена до 160 тысяч рублей, а предел выплат в 240 тысяч на всех пострадавших будет отменен. То есть, если даже пострадавших несколько, каждый сможет получить до 160 тысяч рублей. За задержку возмещения ущерба страховая компания понесет штраф в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ России.
В целом вологодские страховые компании согласны, что изменения в ОСАГО назрели уже давно, но на бумаге они выглядят еще сомнительными.
"Идеи, которые предлагает Минфин, они все хорошие и правильные, - считают в СК "Спасские ворота", - в целом они призваны заботиться о российских автомобилистах, и это замечательно. Но поправки еще "сырые", непроработанные и принесут ли они на самом деле пользу водителям - покажет время. Впереди - еще год, достаточный срок для того чтобы устранить возможные недочеты и действительно, как обещает правительство, облегчить жизнь российским
Юлия Лаврова, Премьер-новости за неделю (Вологда), 11.07.2007