Поиск
Меню раздела

Испания

Правовое регулирование обязательного страхования

a) Правовое основание. Закон 21/2007 от 11 июля "Refund text Закон о гражданской ответственности и страховании в области эксплуатации автотранспорта" и Положение 7/2000 на 12 января детально определяют структуру обязательного страхования автогражданской ответственности.

Данное Общее руководство содержит определение транспортного средства, факта его эксплуатации, объемов и предела страхования автогражданской ответственности, функций и обязанностей Испанского национального бюро, классификацию видов ущерба и его причин, описывает условия договоров страхования автогражданской ответственности, процедуру установления страховщика, последствия несоблюдения требования об обязательном страховании и устройство Национального гарантийного фонда.

b) Максимальная страховая сумма. Максимальная сумма страховой компенсации, которая может быть выплачена за телесное повреждение, - 70 миллионов евро. Максимальная сумма страховой компенсации за имущественный ущерб – 15 млн. евро, независимо от количества потерпевших. Каждый год эта сумма увеличивается в соответствии с размером потребительских цен в Европе. В любом случае размер личного ущерба каждого потерпевшего лица определяется с помощью установленной законом таблицы, содержащейся в дополнении к закону. В 2007 г. суммы компенсаций по таблице были увеличены на 4% в соответствии с уровнем потребительских цен. Пересмотренные размеры максимальных страховых сумм вступят в силу с 1 января 2008 г.


Тип транспортного средства Вред, причинённый личности Материальный ущерб
По каждому случаю По каждому случаю
Все 350 000 Евро 100 000 Евро

 

Урегулирование претензий во внесудебном порядке

a) Расследование обстоятельств происшествия. В целом полиция не обязана составлять отчет о ДТП. Однако если в результате ДТП были понесены телесные повреждения, то полиция должна составить отчет. Если в результате ДТП был понесен только материальный ущерб, то обычно полиция фиксирует только личные данные сторон, вовлеченных в ДТП, и сведения о страховых компаниях, но лишь в том случае, если полиция прибудет на месте происшествия. В случае если полиция не явится на место происшествия и если в результате ДТП был понесен лишь незначительный материальный ущерб, рекомендуется, чтобы участники ДТП как можно полнее зафиксировали обстоятельства ДТП: рекомендуется собрать показания свидетелей и сделать фотографии или зарисовки места происшествия. Закон также обязывает стороны, вовлеченные в ДТП, в результате которого был понесен материальный ущерб, заполнить и подписать Протокол о столкновении автомобилей, составленный заинтересованными водителями (constat amiable) (протокол о ДТП Европейского образца).

b) Установление страховщика автогражданской ответственности. До 1996 г. централизованного органа, в который компании, предоставляющие услуги по страхованию автогражданской ответственности,  были бы предоставлять информацию по действующим страховым полисам, не было. В настоящее время Королевским указом 7/2001 определены правила ведения архива F.I.V.A. (Архив данных по застрахованным транспортным средствам), в которой содержатся все данные по страхованию каждого автомобиля с 1996 г. В связи с этим в прошлом страховая компания могла быть установлена только с помощью полиции (через протокол о ДТП) или владельца транспортного средства, чьи имя и адрес содержатся в записях Центральной службы дорожного движения. Однако с 15 июня 1996 г. все страховые компании по закону обязаны сообщать номера всех застрахованных транспортных средств Национальному гарантийному фонду (Consorcio de Compensacion de Seguros). Такой архив называется F.I.V.A. (Электронный архив данных по застрахованным транспортным средствам); он является не единой базой данных, а комбинацией нескольких баз данных (Дорожно-транспортного реестра и баз данных страховых компаний). Эта база данных находится под надзором и управлением Гарантийного фонда. Таким образом, все потерпевшие лица или лица, имеющие законную заинтересованность в ДТП, могут получить сведения о страховой компании просто указав регистрационный номер транспортного средства и дату ДТП. В настоящее время архив F.I.V.A. также приводится в соответствие требованиям по информационным службам, определенным в Четвертой директиве по страхованию автогражданской ответственности 6/2000/CE.

c) Процедура уведомления страховщика автогражданской ответственности. Претензии должны направляться непосредственно в главный офис страховой компании. Корреспонденцию рекомендуется оформлять на испанском языке и отправлять заказной почтой с требованием уведомления о получении.

d) Рекламации. Если истец не удовлетворен рассмотрением своей претензии страховой компанией, он может направить жалобу в Рекламационный центр (отдел жалоб и претензий) министерства Финансов (Direccion General de Seguros. Paseo de la Castellana 42-44, 28046 Madrid).

Удовлетворение исков в судебном порядке

a) Гражданское разбирательство. Судебное разбирательство по ДТП проводится в суде административной единицы, на территории которой произошло ДТП. Гражданским судопроизводством занимается суд первой инстанции (Juzgado de 1. Instancia), уголовным судопроизводством занимается Следственный суд (Juzgado de Instruccion) (испанская правовая система предусматривает возможность рассмотрения гражданских дел в составе уголовного судопроизводства, в данном случае, гражданского дела, начатого в связи с ущербом, причиненным лицом, виновным в уголовном нарушении). Претензия подается против водителя, собственника и страховой компании. Независимо от суммы иска судебное разбирательство проводится судом первой инстанции или следственным судом. При включении гражданского иска в уголовное судопроизводство уголовное право имеет преимущественную силу. Гражданское разбирательство, по которому ожидается решение суда, включается в уголовное судопроизводство до его завершения.

b) Процедура слияния. При разбирательстве любого уголовного дела в состав производства всегда может быть включен гражданский иск, поскольку в испанском праве предусмотрено, что любое уголовное деяние может послужить основанием для гражданского иска, а Статья 1902 Уголовного кодекса гласит, что "любое лицо, своим действием или бездействием причинившее ущерб другому лицу, в результате совместной с потерпевшим лицом вины или по небрежности, обязано компенсировать причиненный ущерб". По этой причине случаи, когда гражданский иск является дополнительным или "сопутствующим иском", широко распространены при уголовных процессах. Каждое потерпевшее лицо имеет право включить в уголовное производство свою претензию против ответственного лица, если потерпевший имеет непосредственное право на предъявление претензии против страховщика автогражданской ответственности водителя/собственника транспортного средства, участвовавшего в ДТП.

В уголовном производстве потерпевшее лицо может не только подать иск о выплате возмещения, предусмотренного Законом об обязательном страховании, но и подать иск против водителя или собственника и страховой компании (если страховое покрытие является неограниченным, а весь ущерб был причинен в результате действия, совершенного по небрежности).

Все лица, пострадавшие в результате уголовного деяния, подлежащего рассмотрению уголовным судом, получают от суда предложение о включении гражданского иска в уголовное производство. Потерпевшее лицо может сохранить за собой право на рассмотрение иска посредством гражданского разбирательства или потребовать возмещения ущерба в ходе уголовного разбирательства. Решение, вынесенное в результате уголовного разбирательства, оказывает очень важное влияние на исход гражданского иска.

c)  Привлечение адвоката. Представление интересов потерпевшего адвокатом при рассмотрении гражданских исков (Juicios Verbales Civiles) согласно испанскому праву не является обязательным независимо от суммы иска. При уголовном производстве, проводимом в результате правонарушения, получение юридической консультации также не является обязательным. Оно необходимо только в случае уголовного разбирательства, проводимого в связи с уголовным преступлением.

Однако, при тяжелых телесных повреждениях или крупном материальном ущербе, ответственности в ДТП, или при возникновении трудностей в связи с конфискацией транспортного средства рекомендуется привлечь адвоката.

Прежде всего, обращение к адвокату рекомендовано в тех случаях, когда срок давности близится к исходу. В целом, при получении телесных повреждений всегда рекомендуется прибегать к услугам адвоката.

d) Доказательства. Отчет полиции является чрезвычайно важным доказательством, также признание вины, сделанное противной стороной, фотографиями места происшествия, показания свидетелей, счета за ремонт, заключения экспертов и оценка ущерба. Суд рассматривает в качестве наиболее важных доказательств полицейский отчет и показания под присягой. Что касается свидетелей, то они не должны быть членами семьи или иметь дружеские отношения с любой из сторон, вовлеченных в ДТП, и не должны защищать собственные интересы в ходе разбирательства. Как правило, показания свидетелей, находившихся в транспортном средстве, не принимаются к сведению. Отчеты, счета или оценки, сделанные в другой стране, которые представляются в суде, должны быть предварительно заверены испанским экспертом.

e) Средства правовой защиты

Апелляция. Апелляционный суд (Audiencia Provincial) является компетентным судом, в котором рассматриваются апелляционные заявления против решений, вынесенных судом первой инстанции или следственным судом. Срок подачи апелляции – пять дней после того, как стало известно решение суда. При апелляционном производстве решение суда может рассматриваться только с юридической или процессуальной точки зрения. Повторное рассмотрение, например доказательств понесенного ущерба, не проводится.

Возврат к списку


Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»