Поиск
Меню раздела

Информационное сообщение

01.07.2013

Российский Союз Автостраховщиков проводит семинары по вопросам, связанным со вступлением в силу Федерального закона от 01.07.2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1 июля 2013 года исполнилось 10 лет со дня вступления в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).

Сейчас на рынке ОСАГО работают 108 компаний, включая членов-наблюдателей.

За годы действия закона страховщики ОСАГО урегулировали 17 млн страховых случаев, выплатив потерпевшим свыше 400 млрд рублей.

Число заключенных договоров ОСАГО, вступивших в силу, за этот период – 339,599 млн. Объем компенсационных выплат из фондов РСА за компании, которые покинули рынок, приближается к 19 млрд рублей.

Оформить выплату ОСАГО стало проще, а страховщики стали «своими»

Начиная с 2005 года одним из приоритетных направлений развития системы ОСАГО в России являлось введение систем прямого возмещения убытков (ПВУ) и упрощенного оформления документов о ДТП («Европейский протокол»), которые фактически были введены в действие с 1 марта 2009 года.

Реализация этих проектов была направлена на упрощение отношений между страховщиками и потерпевшими при наступлении страхового случая, а также расширение прав потерпевших в части порядка оформления документов о ДТП.

Сегодня можно сказать, что система ПВУ удачно «прижилась» в реалиях российского общества, а ее популярность постепенно продолжает расти. Об этом свидетельствует умеренный, но стабильный рост количества обращений потерпевших по процедуре ПВУ, и одновременно с этим существенное снижение количества жалоб граждан на страховые компании, когда убыток урегулирован «прямым» страховщиком. Всего в рамках ПВУ урегулируется около четверти от всех обращений по ОСАГО.

Что касается «Европейского протокола», то, хотя он и был введен одновременно с системой ПВУ, к сожалению, пока нельзя сказать, что эта процедура получила такое же распространение. Тем не менее число обращения по Европротоколу ежегодно растет и водители постепенно привыкают к «новому» удобному способу оформления ДТП. За прошедший год упрощенным оформлением ДТП воспользовались чуть более 8% водителей (в 2012 году эта цифра составляла 5-6%).

Страховщики научились разрешать споры без привлечения суда

С марта 2011 года при РСА успешно работает Третейский суд, который был создан с целью снижения нагрузки на суды общей юрисдикции и создания условий для мирного урегулирования споров, возникающих между страховщиками. Третейский суд при РСА является одним из крупнейших третейских судов РФ по количеству поступающих и рассматриваемых исков. Так, в Третейский суд при РСА за 2 года поступило и рассмотрено 1285 исков (за 2011 год – 423 исков, за 2012 год – 862 иска).

Для сравнения: в Третейский суд при ТПП РФ за 2 года поступило 228 исков (за 2011 год – 117 исков, за 2012 год – 111 исков), в Третейский суд при ОАО «Газпром» за 16 лет рассмотрел чуть более 1000 исков, т.е. примерно 63 иска ежегодно. Третейский суд при ОАО «Лукойл» за 16 лет рассмотрел чуть более 1700 дел, т.е. примерно 106 исков ежегодно.

У автовладельцев появилась «страховая история»

С начала 2013 года была введена в эксплуатацию единая информационная система ОСАГО и сегодня страховщик при продаже полиса обязательного страхования обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу данных и проверить коэффициент «бонус-малус» (понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от аварийности).

Для аккуратных водителей предусмотрена скидка (бонус) в 5% за каждый безаварийный год (максимальная скидка за 10 лет безаварийной езды составит 50% от стоимости полиса). Для водителей, которые систематически становятся виновниками ДТП, стоимость полиса ОСАГО будет выше, так как страховщик при заключении договора обязан будет применить повышающий коэффициент (малус). По закону, максимально он может составлять 2,45. Избежать применения повышенного коэффициента, сменив страховую компанию, теперь невозможно, так как доступ к единой базе есть у всех страховщиков.

Задача ближайшего периода – полный переход системы на функуционирование в режиме «онлайн». На сегодняшний день главная задача разработчиков системы сделать базу чистой и достоверной, для этого необходимо обеспечить проверку информации, передаваемую страховыми агентами, в двух базах – ГИБДД и ФМС.

К настоящему времени за 2011-2012 годы в базу загружены сведения о порядка 100% договоров (исторические данные для расчета КБМ). С начала 2013 года в базу загружено

16,764 млн договоров, дополнительных соглашений - 1,575 млн шт.

 

Создание единой методики расчета ущерба – задача на ближайшую перспективу

За все 10 лет действия закона об ОСАГО так и не была разработана единая методика оценки ущерба в этом виде страхования.

РСА готов взять на себя работу по организации проведения тендера для выбора независимой экспертной организации, которая сможет разработать такую методику и в дальнейшем поддерживать соответствующие справочники в актуальном состоянии.

Во второе десятилетие ОСАГО страховщикам пока не удалось войти с единой методикой, однако союз готов приложить все усилия к тому, чтобы эта система была создана.

«Сегодня ОСАГО – один из наиболее развитых видов страхования в нашей стране, большинство видов обязательного страхования, которые были внедрены в последние годы, созданы именно по образцу ОСАГО. За 10 лет нам удалось достичь главного – граждане получили реальную, работающую систему защиты своих финансовых интересов и им больше не приходится в случае серьезной аварии разбираться с проблемой «один на один». Безусловно, ещё сохраняются вопросы, которые требуют внимания и решения, однако успехи ОСАГО свидетельствует о постоянной, а главное устойчивой положительной динамике в развитии отрасли», – считает Президент РСА Павел Бунин.

 

РСА осуществляет аккредитацию операторов техосмотра, к настоящему времени процедуру аккредитации прошли 1685 операторов, имеющих 2086 пунктов техосмотра. Кроме того, в реестр добавлено 1799 ПИКов, имеющих 2326 пунктов техосмотра, им до конца года будет необходимо пройти процедуру аккредитации.

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»