Электронное возмещение убытков
Нормативные акты Банка России, которыми регулируется порядок обмена информацией и документами между страховщиком и потерпевшим в электронном виде при урегулировании страхового случая по договору ОСАГО, а именно изменения в Правила ОСАГО и в Указание Банка России № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме», вступают в силу 25 июля 2023 года.
Таким образом, с 25 июля 2023 года можно обратиться в «свою» страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ/портал Госуслуги/мобильное приложение «Госуслуги Авто»).
Страховые организации соответственно с 25 июля 2023 года обязаны обеспечить прием таких заявлений, а также обеспечить осуществление информационного взаимодействия между потерпевшим и страховщиком в электронной форме при урегулировании страхового случая по договору ОСАГО с использованием ЕПГУ.
Обратите внимание, что с 25.07.2023 до 01.01.2025 обратиться к страховщику с заявлением для урегулирования страхового случая в электронной форме (дистанционного) можно, только если ДТП соответствует критериям прямого возмещения убытков (https://autoins.ru/osago/pryamoe-vozmeshchenie-ubytkov/obshchie-voprosy/) и оформлено по Европротоколу (https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/ (оформление извещения о ДТП на бланке, выданном страховой компанией) https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/mob_app/ (оформление извещения о ДТП в виде электронного документа).
В остальных случаях, когда к оформлению ДТП привлекались сотрудники полиции, либо причинен вред иному имуществу, кроме автомобилей, а также, если причинен вред жизни или здоровью – действует только прежний порядок через личное обращение к страховщику.
Помимо указанного, заявление в виде электронного документа с 25.07.2023 можно оформить с помощью сайта/мобильного приложения страховой компании, но только при условии, что страховая компания предоставляет такой сервис у себя на сайте/в мобильном приложении. Информацию о наличии такой возможности необходимо уточнять напрямую у страховой компании, в которую планируется обратиться с заявлением.
Нет, ни дата ДТП, ни дата заключения договора ОСАГО участниками ДТП не влияют на возможность обратиться к страховщику в электронной форме. Главное, чтобы заявление о прямом возмещении убытков было подано не ранее 25 июля 2023 года, и обстоятельства страхового случая соответствовали критериям электронного урегулирования убытков (прямое возмещение убытков, ДТП оформлено по Европротоколу).
Сверну
Через портал Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/ мобильное приложение «Госуслуги Авто».
Страховые компании также смогут в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования у себя на сайте/в мобильном приложении страховой компании. Информацию о наличии такой возможности необходимо уточнять напрямую у страховой компании, в которую планируется обратиться с заявлением.
Для того чтобы воспользоваться возможностью обратиться к страховщику с электронным заявлением необходимо соответствие следующим условиям:
1. У вас (заявителя) есть подтвержденная учетная запись на ЕПГУ;
2. Вы (заявитель) являетесь собственником поврежденного транспортного средства;
3. ДТП оформлено по Европротоколу (без участия уполномоченных сотрудников полиции):
- - не был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов;
- - в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, которые столкнулись в момент ДТП;
- - ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним);
- - гражданская ответственность владельцев транспортных средств участников ДТП застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО;
4. Заявление подается к страховщику, с которым у потерпевшего заключен договор ОСАГО. Сверну
Заявление о прямом возмещении убытков в виде электронного документа можно оформить с помощью сайта/мобильного приложения страховой компании только при условии, что страховая компания предоставляет такой сервис у себя на сайте/в мобильном приложении. Информацию о наличии такой возможности необходимо уточнять напрямую у страховой компании, в которую планируется обратиться.
СвернуДокументы можно подать дистанционно при наличии у заявителя компьютера или смартфона, доступа в Интернет и подтвержденной учетной записи на ЕПГУ, без необходимости выделять время на посещение офиса страховщика и заполнения бумажных документов для получения выплаты.
СвернуЭлектронное заявление имеет такую же юридическую силу, как и бумажное. Различие состоит только в способе оформления.
СвернуЕсли заявление, оформленное в виде электронного документа, было принято страховщиком, посещение офиса для предоставления документов в бумажном виде, не требуется.
СвернуЧтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно будет усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью мобильного приложения «Госключ». Для этого заявителю необходимо установить данное приложение на свой смартфон. Иных вариантов подписания заявлений, оформленных в виде электронного документа, Законом об ОСАГО не допускается.
Сверну
Временных ограничений на заполнение заявления нет.
Вместе с тем черновик заявления хранится на портале три месяца. Если заявление оформлено и отправлено на подписание в мобильное приложение «Госключ», то оно должно быть подписано в течение 24 часов. После истечении этого времени, процедуру нужно будет повторить снова.
В случае если потерпевший сначала обратился в офис страховщика за страховым возмещением, и заявление было принято к рассмотрению, после чего потерпевший заполнил и электронное заявление с помощью портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», либо с помощью сайта или мобильного приложения страховой компании, страховщик откажет в приеме такого электронного заявления, в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в «на бумаге» и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.
Аналогично в обратной ситуации, в случае, если потерпевший сначала оформил заявление в виде электронного документа и такое заявление было принято к рассмотрению, страховщик откажет в приеме заявления, оформленного «на бумаге», в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в виде электронного документа и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.
В личном кабинете на портале Госуслуги/мобильном приложении «Госуслуги Авто» сохраняется файл в форматах .pdf и .xml, который содержит всю информацию, внесенную в электронный документ. Данный файл не является документом, но может быть распечатан и использован потерпевшим для сведения.
Сверну
По возможности необходимо избегать появления в документе ошибок – они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, страховщик может отказать в рассмотрении такого заявления.
После отказа в рассмотрении заявления, заявитель сможет оформить новое заявление, указав в нем корректные данные
После заполнения всей необходимой информации и подписания потерпевшим заявления, оформленного в виде электронного документа, заявление автоматически направляется в страховую компанию.
Страховщик не позднее 5 минут после получения заявления и документов размещает в личном кабинете пользователя на портале Госуслуги/мобильном приложении «Госуслуги Авто» и личном кабинете страхователя ОСАГО уведомление в виде электронного документа о составе полученных страховщиком файлов, дате и времени их получения.
Получение от страховщика в личный кабинет пользователя на ЕПГУ или личный кабинет страхователя ОСАГО на сайте страховщика в течение двух рабочих дней, следующих за датой получения страховщиком заявления и документов, уведомления в виде электронного документа о достаточности полученных документов для рассмотрения заявления является указанием на то, что заявление принято к рассмотрению.
Сверну
Заявитель, после получения уведомления от страховщика, содержащего перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, досылает запрашиваемые документы тем же способом и с использованием того же канала связи, которым он направлял заявление страховщику (с использованием портала Госуслуги/Мобильного приложения «Госуслуги Авто»/личного кабинета на сайте страховщика/Мобильного приложения страховщика)
Срок, в который заявитель может дослать эти документы, не ограничивается, но срок рассмотрения заявления начнется с того момента, когда страховщику будут предоставлены все документы.
Нет, это не предусмотрено.
СвернуВ разделе «Мои данные» личного кабинета пользователя на ЕПГУ нужно ввести свою контактную информацию (номер телефона, адрес), данные о водительском удостоверении и о транспортном средстве. Автоматическая загрузка этих данных с ЕПГУ поможет сэкономить время при оформлении заявления в виде электронного документа и избежать ошибок при его заполнении.
СвернуНа ЕПГУ имеется ряд инструментов для восстановления пароля к учетной записи. В крайнем случае необходимо обратиться в один из центров обслуживания посетителей, указанных на сайте госуслуг.
СвернуПроверить на ЕПГУ. Если запись не подтверждена, приложение просто не позволит оформить заявление в виде электронного документа.
СвернуДля оформления заявления и его подачи страховщику в электронном виде достаточно компьютера с выходом в Интернет, чтобы зайти на портал Госуслуги (либо сайт страховщика, если у него это реализовано). Но, так как для подписания заявления в виде электронного документа требуется мобильное приложение «Госключ», то, как минимум необходимо иметь смартфон для установки и использования данного приложения.
Сверну