Электронное возмещение убытков
I. С 25 июля 2023 года потерпевший может обратиться в «свою» страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков (далее – ПВУ) через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ/портал Госуслуги/мобильное приложение «Госуслуги Авто»).
Обращаем ваше внимание, что на данный момент, обратиться к страховщику с заявлением об урегулировании страхового случая в электронной форме с использованием ЕПГУ возможно только при соблюдении следующих условий:
1. ДТП соответствует критериям прямого возмещения убытков (https://autoins.ru/osago/pryamoe-vozmeshchenie-ubytkov/obshchie-voprosy/).
2. ДТП оформлено по Европротоколу.
На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти ответы на вопросы, связанные с оформлением ДТП по «Европротоколу».
Ответы на вопросы по оформлению извещения о ДТП на бланке, выданном страховой компанией, можно найти по адресу:
https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/.
Ответы на вопросы по оформлению извещения о ДТП в виде электронного документа можно найти по адресу: https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/mob-app/.
II. С 1 января 2025 года потерпевший может обратиться в страховую компанию с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с использованием официального сайта страховщика (мобильного приложения страховщика (при его наличии) и если такой сервис предоставляется страховщиком в мобильном приложении), независимо от того, соответствует ДТП критериям прямого возмещения убытков или нет, а также независимо от того, оформлялось ли ДТП с участием сотрудников полиции или без.
III. Потерпевший самостоятельно выбирает способ обращения к страховщику:
• в электронной форме, используя сайт страховщика или портал Госуслуги/мобильное приложение «Госуслуги Авто»;
• лично, обратившись в офис страховщика.
СвернуНет, ни дата ДТП, ни дата заключения договора ОСАГО участниками ДТП не влияют на возможность обратиться к страховщику в электронной форме.
Сверну
По выбору потерпевшего, заявление, оформленное в виде электронного документа, может быть подано:
- с использованием официального сайта страховщика (мобильного приложения страховщика (при его наличии) и если такой сервис предоставляется страховщиком в мобильном приложении)
- с использованием ЕПГУ (в т.ч. через мобильное приложение «Госуслуги Авто») в случае, если ЕПГУ позволяет составить и направить страховщику с его использованием такое заявление.
«!» в настоящее время с использованием ЕПГУ можно подать только заявление о прямом возмещении убытков в случаях, когда обстоятельства страхового случая соответствуют критериям прямого возмещения убытков и ДТП оформлено по Европротоколу. Сверну
В настоящее время сервис на ЕПГУ реализован таким образом, что с использованием портала Госуслуг можно подать только заявление о прямом возмещении убытков в случаях, когда ДТП оформлено по Европротоколу (без участия уполномоченных сотрудников полиции) и обстоятельства страхового случая соответствуют критериям прямого возмещения убытков:
• в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, которые столкнулись в момент ДТП;
• не был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов;
• ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним);
• гражданская ответственность владельцев транспортных средств участников ДТП застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО;
Кроме того, для возможности оформления заявления в виде электронного документа с использованием портала Госуслуг, у заявителя должна быть подтвержденная учетная запись на ЕПГУ и он должен быть собственником поврежденного транспортного средства; Сверну
Электронное заявление имеет такую же юридическую силу, как и бумажное. Различие состоит только в способе оформления.
СвернуЕсли заявление, оформленное в виде электронного документа, было принято страховщиком, посещение офиса для предоставления документов в бумажном виде, не требуется.
СвернуЧтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), либо усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью мобильного приложения «Госключ», для этого заявителю необходимо установить данное приложение на свой смартфон.
Сверну
В настоящее время не существует ограничений по времени на оформление заявления через портал «Госуслуги» или мобильное приложение «Госуслуги Авто». Вместе с тем, черновик заявления хранится на портале три месяца.
Кроме того, после того как заявление оформлено и отправлено на подписание в мобильное приложение «Госключ», оно должно быть подписано в течение 24 часов. После истечении этого времени, процедуру оформления заявления нужно будет повторить снова.
«!» Правила об ОСАГО устанавливают сроки для обращения потерпевшего:
«Потерпевшие, намеренные воспользоваться своим правом на страховое возмещение, не позднее пяти рабочих дней после дня, в котором произошло ДТП, предъявляют страховщику заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, и документы, предусмотренные Правилами ОСАГО».
В случае если потерпевший сначала обратился в офис страховщика за страховым возмещением, и заявление было принято к рассмотрению, после чего потерпевший заполнил и электронное заявление с помощью сайта страховщика (мобильного приложения (при его наличии) и если такой сервис предоставлялся страховщиком в мобильном приложении), либо с помощью портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», страховщик откажет в приеме такого электронного заявления, в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в «на бумаге» и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.
Аналогично в обратной ситуации, в случае, если потерпевший сначала оформил заявление в виде электронного документа и такое заявление было принято к рассмотрению, страховщик откажет в приеме заявления, оформленного «на бумаге», в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в виде электронного документа и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.
• В личном кабинете страхователя файл сохраняется в форматах .pdf и .xml, который содержит всю информацию, внесенную в электронный документ. Данный файл может быть распечатан и использован потерпевшим для сведения.
Сверну
По возможности необходимо избегать появления в документе ошибок – они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, страховщик может отказать в рассмотрении такого заявления.
После отказа в рассмотрении заявления, заявитель сможет оформить новое заявление, указав в нем корректные данные
После заполнения всей необходимой информации и подписания потерпевшим заявления, оформленного в виде электронного документа, заявление автоматически направляется в страховую компанию.
• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то не позднее 5 минут после получения заявления и документов Страховщик размещает в личном кабинете пользователя на портале Госуслуги/мобильном приложении «Госуслуги Авто» уведомление в виде электронного документа о составе полученных страховщиком файлов, дате и времени их получения. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление доставлено страховщику.
• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то не позднее 5 минут после получения заявления и документов Страховщик размещает в личном кабинете страхователя на сайте страховщика уведомление в виде электронного документа о составе полученных страховщиком файлов, дате и времени их получения. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление доставлено страховщику.
Сверну
• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то в течение двух рабочих дней, следующих за датой получения страховщиком заявления и документов, страховщик направит потерпевшему в личный кабинет пользователя на ЕПГУ уведомление о достаточности полученных документов для рассмотрения заявления, содержащее опись представленных страховщику документов. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление принято к рассмотрению.
• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то в течение двух рабочих дней, следующих за датой получения страховщиком заявления и документов, страховщик направит потерпевшему в личный кабинет страхователя на сайте страховщика уведомление о достаточности полученных документов для рассмотрения заявления, содержащее опись представленных страховщику документов. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление принято к рассмотрению.
Сверну• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то после получения уведомления от страховщика, содержащего перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, он досылает запрашиваемые документы также посредством Госуслуг. • Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то после получения уведомления от страховщика, содержащего перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, он досылает запрашиваемые документы также посредством этих информационных ресурсов страховщика. Срок, в который заявитель может дослать эти документы, не ограничивается, но срок рассмотрения заявления начнется с того момента, когда страховщику будут предоставлены все документы. Сверну
После того как вы подпишите и отправите в страховую компанию заявление, оформленное в виде электронного документа, внести изменения в файл будет нельзя.
Сверну
В первую очередь, для возможности оформления и направления страховщику заявления с использованием ЕПГУ заявитель должен иметь подтвержденную учетную запись на ЕПГУ.
В разделе «Мои данные» личного кабинета пользователя на ЕПГУ нужно ввести свою контактную информацию (номер телефона, адрес), данные о водительском удостоверении и о транспортном средстве. Автоматическая загрузка этих данных с ЕПГУ поможет сэкономить время при оформлении заявления в виде электронного документа и избежать ошибок при его заполнении.
На ЕПГУ имеется ряд инструментов для восстановления пароля к учетной записи. В крайнем случае необходимо обратиться в один из центров обслуживания посетителей, указанных на сайте госуслуг.
СвернуПроверить на ЕПГУ. Если запись не подтверждена, приложение просто не позволит оформить заявление в виде электронного документа.
СвернуДля оформления заявления и его подачи страховщику в электронном виде достаточно компьютера с выходом в Интернет, чтобы зайти на сайт страховщика, либо на портал Госуслуги. Но, так как для подписания заявления в виде электронного документа требуется мобильное приложение «Госключ», то, как минимум необходимо иметь смартфон для установки и использования данного приложения.
Сверну