Поиск
Меню раздела

Электронное возмещение убытков

С какой даты можно направить страховщику заявление, оформленное в виде электронного документа? На какие случаи причинения вреда распространяется процедура электронного взаимодействия со страховщиком?

I. С 25 июля 2023 года потерпевший может обратиться в «свою» страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков (далее – ПВУ) через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ/портал Госуслуги/мобильное приложение «Госуслуги Авто»).
Обращаем ваше внимание, что на данный момент, обратиться к страховщику с заявлением об урегулировании страхового случая в электронной форме с использованием ЕПГУ возможно только при соблюдении следующих условий:
1. ДТП соответствует критериям прямого возмещения убытков (https://autoins.ru/osago/pryamoe-vozmeshchenie-ubytkov/obshchie-voprosy/).
2. ДТП оформлено по Европротоколу.

На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти ответы на вопросы, связанные с оформлением ДТП по «Европротоколу». Ответы на вопросы по оформлению извещения о ДТП на бланке, выданном страховой компанией, можно найти по адресу:
https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/. Ответы на вопросы по оформлению извещения о ДТП в виде электронного документа можно найти по адресу: https://autoins.ru/evropeyskiy-protokol/uproshchennoe-oformlenie-dtp/mob-app/.

II. С 1 января 2025 года потерпевший может обратиться в страховую компанию с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с использованием официального сайта страховщика (мобильного приложения страховщика (при его наличии) и если такой сервис предоставляется страховщиком в мобильном приложении), независимо от того, соответствует ДТП критериям прямого возмещения убытков или нет, а также независимо от того, оформлялось ли ДТП с участием сотрудников полиции или без.

III. Потерпевший самостоятельно выбирает способ обращения к страховщику:

• в электронной форме, используя сайт страховщика или портал Госуслуги/мобильное приложение «Госуслуги Авто»;

• лично, обратившись в офис страховщика.

Сверну
Влияет ли дата ДТП или дата заключения договора ОСАГО участников ДТП на возможность направления страховщику заявления, оформленного в виде электронного документа?

Нет, ни дата ДТП, ни дата заключения договора ОСАГО участниками ДТП не влияют на возможность обратиться к страховщику в электронной форме.

Сверну
Каким способом можно направить страховщику заявление, оформленное в виде электронного документа?

По выбору потерпевшего, заявление, оформленное в виде электронного документа, может быть подано:

- с использованием официального сайта страховщика (мобильного приложения страховщика (при его наличии) и если такой сервис предоставляется страховщиком в мобильном приложении)

- с использованием ЕПГУ (в т.ч. через мобильное приложение «Госуслуги Авто») в случае, если ЕПГУ позволяет составить и направить страховщику с его использованием такое заявление.


«!» в настоящее время с использованием ЕПГУ можно подать только заявление о прямом возмещении убытков в случаях, когда обстоятельства страхового случая соответствуют критериям прямого возмещения убытков и ДТП оформлено по Европротоколу.

Сверну
Какие условия должны быть выполнены и какие ограничения имеются для оформления и направления страховщику заявления в виде электронного документа через портал Госуслуги/Мобильное приложение «Госуслуги Авто»?

В настоящее время сервис на ЕПГУ реализован таким образом, что с использованием портала Госуслуг можно подать только заявление о прямом возмещении убытков в случаях, когда ДТП оформлено по Европротоколу (без участия уполномоченных сотрудников полиции) и обстоятельства страхового случая соответствуют критериям прямого возмещения убытков:

• в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, которые столкнулись в момент ДТП;

• не был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов;

• ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним);

• гражданская ответственность владельцев транспортных средств участников ДТП застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО;


Кроме того, для возможности оформления заявления в виде электронного документа с использованием портала Госуслуг, у заявителя должна быть подтвержденная учетная запись на ЕПГУ и он должен быть собственником поврежденного транспортного средства;

Сверну
Чем отличается заявление, оформленное в виде электронного документа, от бумажного?

Электронное заявление имеет такую же юридическую силу, как и бумажное. Различие состоит только в способе оформления.

Сверну
Каким образом потерпевший будет подписывать заявление, оформленное в виде электронного документа?

Чтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), либо усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью мобильного приложения «Госключ», для этого заявителю необходимо установить данное приложение на свой смартфон.

Сверну
Есть ли ограничения по времени на оформление заявления с помощью портала Госуслуги или Мобильного приложения «Госуслуги Авто»?

В настоящее время не существует ограничений по времени на оформление заявления через портал «Госуслуги» или мобильное приложение «Госуслуги Авто». Вместе с тем, черновик заявления хранится на портале три месяца.
Кроме того, после того как заявление оформлено и отправлено на подписание в мобильное приложение «Госключ», оно должно быть подписано в течение 24 часов. После истечении этого времени, процедуру оформления заявления нужно будет повторить снова.

«!» Правила об ОСАГО устанавливают сроки для обращения потерпевшего:
«Потерпевшие, намеренные воспользоваться своим правом на страховое возмещение, не позднее пяти рабочих дней после дня, в котором произошло ДТП, предъявляют страховщику заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, и документы, предусмотренные Правилами ОСАГО».

Сверну
Если по какой-то причине заявление оформлено и в виде электронного документа, и на бумаге, какой вариант будет иметь приоритет?

В случае если потерпевший сначала обратился в офис страховщика за страховым возмещением, и заявление было принято к рассмотрению, после чего потерпевший заполнил и электронное заявление с помощью сайта страховщика (мобильного приложения (при его наличии) и если такой сервис предоставлялся страховщиком в мобильном приложении), либо с помощью портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», страховщик откажет в приеме такого электронного заявления, в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в «на бумаге» и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.
Аналогично в обратной ситуации, в случае, если потерпевший сначала оформил заявление в виде электронного документа и такое заявление было принято к рассмотрению, страховщик откажет в приеме заявления, оформленного «на бумаге», в связи с наличием у страховщика заявления, оформленного в виде электронного документа и поданного ранее по одному и тому же страховому случаю.

Сверну
Как отражается заявление, оформленное в виде электронного документа, в личном кабинете страхователя на сайте страховщика/в личном кабинете на портале Госуслуги?

• В личном кабинете страхователя файл сохраняется в форматах .pdf и .xml, который содержит всю информацию, внесенную в электронный документ. Данный файл может быть распечатан и использован потерпевшим для сведения.

Сверну
Что делать, если после направления страховщику заявления, оформленного в виде электронного документа, заявитель обнаружил ошибки в заявлении? (например, какие-то данные неверны)?

По возможности необходимо избегать появления в документе ошибок – они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, страховщик может отказать в рассмотрении такого заявления.
После отказа в рассмотрении заявления, заявитель сможет оформить новое заявление, указав в нем корректные данные

Сверну
Как удостовериться в том, что заявление в виде электронного документа успешно доставлено страховщику?

После заполнения всей необходимой информации и подписания потерпевшим заявления, оформленного в виде электронного документа, заявление автоматически направляется в страховую компанию.

• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то не позднее 5 минут после получения заявления и документов Страховщик размещает в личном кабинете пользователя на портале Госуслуги/мобильном приложении «Госуслуги Авто» уведомление в виде электронного документа о составе полученных страховщиком файлов, дате и времени их получения. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление доставлено страховщику.

• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то не позднее 5 минут после получения заявления и документов Страховщик размещает в личном кабинете страхователя на сайте страховщика уведомление в виде электронного документа о составе полученных страховщиком файлов, дате и времени их получения. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление доставлено страховщику.

Сверну
Как понять, что страховая компания приняла к рассмотрению заявление, оформленное в виде электронного документа?

• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то в течение двух рабочих дней, следующих за датой получения страховщиком заявления и документов, страховщик направит потерпевшему в личный кабинет пользователя на ЕПГУ уведомление о достаточности полученных документов для рассмотрения заявления, содержащее опись представленных страховщику документов. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление принято к рассмотрению.


• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то в течение двух рабочих дней, следующих за датой получения страховщиком заявления и документов, страховщик направит потерпевшему в личный кабинет страхователя на сайте страховщика уведомление о достаточности полученных документов для рассмотрения заявления, содержащее опись представленных страховщику документов. Получение такого уведомления является указанием на то, что заявление принято к рассмотрению.

Сверну
Какие действия необходимо предпринять потерпевшему, если по заявлению, оформленному в виде электронного документа, от страховщика получено уведомление о том, что к заявлению приложены не все необходимые документы, либо документы оформлены неправильно или их невозможно прочитать?

• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием портала Госуслуги или мобильного приложения «Госуслуги Авто», то после получения уведомления от страховщика, содержащего перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, он досылает запрашиваемые документы также посредством Госуслуг.

• Если потерпевший направлял заявление страховщику с использованием личного кабинета страхователя на сайте страховщика, то после получения уведомления от страховщика, содержащего перечень недостающих и (или) неправильно оформленных документов, он досылает запрашиваемые документы также посредством этих информационных ресурсов страховщика.

Срок, в который заявитель может дослать эти документы, не ограничивается, но срок рассмотрения заявления начнется с того момента, когда страховщику будут предоставлены все документы.

Сверну
Может ли заявитель скорректировать информацию в заявлении, оформленном в виде электронного документа, после его подписания и направления страховщику?

После того как вы подпишите и отправите в страховую компанию заявление, оформленное в виде электронного документа, внести изменения в файл будет нельзя.

Сверну
Какие сведения необходимо заблаговременно ввести в свою учетную запись на ЕПГУ?

В первую очередь, для возможности оформления и направления страховщику заявления с использованием ЕПГУ заявитель должен иметь подтвержденную учетную запись на ЕПГУ.
В разделе «Мои данные» личного кабинета пользователя на ЕПГУ нужно ввести свою контактную информацию (номер телефона, адрес), данные о водительском удостоверении и о транспортном средстве. Автоматическая загрузка этих данных с ЕПГУ поможет сэкономить время при оформлении заявления в виде электронного документа и избежать ошибок при его заполнении.

Сверну
Что делать, если я не знаю пароль от своей учетной записи?

На ЕПГУ имеется ряд инструментов для восстановления пароля к учетной записи. В крайнем случае необходимо обратиться в один из центров обслуживания посетителей, указанных на сайте госуслуг.

Сверну
Как быть, если я не знаю подтвержденная ли у меня учетная запись на ЕПГУ?

Проверить на ЕПГУ. Если запись не подтверждена, приложение просто не позволит оформить заявление в виде электронного документа.

Сверну
Можно оформить заявление в виде электронного документа, не устанавливая никаких приложений?

Для оформления заявления и его подачи страховщику в электронном виде достаточно компьютера с выходом в Интернет, чтобы зайти на сайт страховщика, либо на портал Госуслуги. Но, так как для подписания заявления в виде электронного документа требуется мобильное приложение «Госключ», то, как минимум необходимо иметь смартфон для установки и использования данного приложения.

Сверну

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»