Комментарий Президента Российского союза автостраховщиков
02.02.2011
Президент РСА Павел Бунин заявил о необходимости изменений коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, в то время как накопленная инфляция за это время составила более 200%. Тогда как российский автопарк за время действия закона существенно изменился – произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по «железу», в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормо/часа на СТО. После ряда принятых Госдумой поправок в закон об ОСАГО увеличился объем обязательств российских автостраховщиков. Так, например, был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. рублей и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. рублей, независимо от числа потерпевших.
В настоящее время Минфин подготовил вариант увеличения лимитов ответственности страховых компании с одновременной корректировкой базового тарифа, чтобы привести тариф в соответствие с объемом обязательств, которые несут на себе страховые компании.
Что же касается коэффициентов, они предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. По сути, они являются отражением реальной статистики. Необходимость изменения тарифных коэффициентов назрела давно. Российский союз автостраховщиков подготовил расчеты по коэффициентам страховых тарифов, и некоторые из них указывают на необходимость повышения.
Как заявил Павел Бунин, ряд регионов Российской Федерации оказались убыточными в ОСАГО, а некоторые превышают критический порог убыточности в 77%. (Среди них Костромская область, республика Башкортостан, Ульяновская, Мурманская, Ивановская области, Республика Карелия и т.д.). Из-за убыточности ОСАГО в некоторых регионах рынок покинул ряд региональных страховых компаний, в частности СК «Урал АИЛ» (г.Пермь), СК «Север Полис» (г.Тюмень), СО «АСОЛЬ» (г.Тольятти) и т.д. Для урегулирования этой проблемы РСА подготовил корректировки коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Повышение коэффициента планируется в 169 из 299 городах, без изменений коэффициент останется в 124 городах, а 6 городов по результатам анализа актуариев РСА могут надеяться на снижение коэффициента к тарифу ОСАГО.
По мнению главы РСА, также планируется повышение коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Это обусловлено высокой убыточностью по молодым водителям и водителям с небольшим стажем вождения. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет.
Также РСА подготовил корректировку коэффициента страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства. Как пояснил Президент РСА Павел Бунин, изначально практика страхования ОСАГО с периодами использования транспортного средства менее 6 месяцев отсутствовала, коэффициенты для периодов использования 3, 4, 5 месяцев были основаны на статистике полисов «Зеленая карта» и опыте некоторых зарубежных стран. На сегодняшний день статистика РСА позволяет сделать вывод, что установленный для периодов использования транспортных средств продолжительностью 3, 4 и 5 месяцев коэффициент оказался недостаточным и, в связи с этим, по расчетам РСА, необходимо повысить коэффициент для 3 месяцев с 0,4 до 0,5, для 4 месяцев - с 0,5 до 0,6 и для 5 месяцев - с 0,6 до 0,65.
В РСА отмечают, что тарифы и впредь будут увеличиваться, пока не произойдет перелом в обстановке на дорогах и, в том числе, в сознании водителей. Потому что главный резерв для снижения тарифа по ОСАГО – сокращение аварийности и травматизма на дорогах, а это является делом не только страховщиков и власти – это дело всего общества.
По словам Президента РСА Павла Бунина, проект постановления Правительства об утверждении страховых тарифов по ОСАГО, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии направлен в Минфин РФ, где ему предстоит пройти ряд согласований. Как ранее заявила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, между РСА и Минфином РФ «достигнуто определенное понимание по поводу необходимости увеличения коэффициента в ОСАГО». Глава РСА Павел Бунин выразил уверенность, что все вопросы будут согласованы и в ближайшие месяц-полтора постановление будет принято.