Поиск
Меню раздела

О криминальных автоюристах и методах борьбы с ними

06.09.2016

05.09.2016 14:40

http://transler.ru/news/insurance/o_kriminalnih_avtoyuristah_i_metodah_borbi_s_nimi.html

Пресс-конференция на тему "Криминальные автоюристы: как защитить себя от обмана?" прошла в пресс-центре Агентства городских новостей "Москва".

 Вадим ПОПОВ

На мероприятии, в котором приняли участие вице-президент Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, управляющий партнер НАФИ Павел Самиев и автоюрист, редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов, шла речь о схемах обмана используемых криминальными автоюристами, методах распознания таких недобросовестных "специалистов" и способах защиты от них.

 Кто виноват

По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, результатом деятельности "криминальных автоюристов", действующих на территории Москвы и Московской области, стало недополучение более 1 млрд. руб. пострадавшими в авариях автомобилистами.

 По словам эксперта, в прошлом году в столице накладные расходы страховых компаний по судебным делам в ОСАГО составили порядка 900 млн. руб., и в Московской области – более 100 млн. руб. На следующий год по региону с учетом прогнозируемого роста выплат по ОСАГО до 14 млрд. руб. данная сумма может дойти до 1,4 млрд. руб. при этом за точку отсчета берется около 11% от выплат, которые в столице идут в карман криминальным автоюристам. В прошлом году автоюристами было выведено с рынка ОСАГО в целом по РФ больше 10 млрд. руб. Согласно оценкам РСА, по итогам нынешнего года данная цифра может вырасти до 15 млрд. руб.

Сейчас столичный мегаполис находится в средней группе по сравнению с прочими регионами. Нынешняя цель состоит в том, чтобы положение не стало хуже, поскольку в некоторых регионах, где сначало положение дел было нормальным, а затем резко поднялась активность автоюристов. Как отметил эксперт, выплаты страховщиков по суду содержат долю нестраховых выплат, то есть сумм, напрямую не относящихся к компенсациям за ущерб имуществу: выплаты за возмещение морального вреда, услуги экспертов и самих юристов, судебные расходы, различные штрафы. Как подчеркнул Евгений Уфимцев, автоюристы как правило перекупают права требования в суде у автовладельцев, после чего пострадавший уже не получает тех сумм, которые отсудил у страховщика автоюрист. Ситуация может быть исправлена посредством введения приоритета натурального возмещения ущерба в ОСАГО, в этом случае владелец автомобиля получает не денежную выплату на ремонт ТС, а страховая компания занимается обеспечением ремонта автомобиля на станции техобслуживания.
Что же касается способов, используемых криминальными автоюристами в столичном регионе, то они сходны с используемыми в России в целом: от фальсификации страховых случаев и документов до завышения стоимости экспертизы и махинаций при отправлении требований о возмещении почтой.

 Впрочем, по словам исполнительного директора РСА, порой и сама система совершает ошибки:

- Иногда, мне кажется, и сами судьи слишком уж сильно трактуют ситуацию в пользу слабой стороны. Скажем когда автоюрист, который представил документы страховщику, по какой-то причине не указал свои реквизиты, и страховщику было просто некуда перечислить деньги. В таком случае я пишу отказ, и прошу предоставить весь комплект документов. Автоюрист ждет пять дней, идет в суд и суд присуждает мне все пени, штрафы и неустойки, как будто бы я, как Российский союз автостраховщиков, не выполнил все требования.

 Что делать

Очевидно, что автовладельцу даже сразу после ДТП следует стараться сохранять ясную голову и не поддаваться на уговоры внезапно появившихся на месте аварии "специалистов", пугающих водителя тем, что самостоятельно он от страховой компании ничего не добьется. Быстрое сделанный выбор в нервозной обстановке нередко оказывается неверным.

 Если же говорить о контрмерах против криминальных автоюристов на профессиональном уровне, то в планах РСА активизация взаимодействия с региональными властями. Если не ввести на уровне города запрет на передачу информации об аварии автоюристам, которые прибывают на место происшествия раньше работников дорожной полиции, то подобных автоюристов будет становиться всё больше. Такие инструменты, как отметил эксперт, для ограничения деятельности мошенников у региональных властей есть. Столичный опыт показывает, что, несмотря на обладание местными страховщиками преимуществом по отношению к ряду других регионов в плане ресурсов по защите своих интересов в суде, часть страховых компаний все же проигрывают автоюристам, а это означает что такой "бизнес" начинает развиваться и в столичном регионе.

 Сейчас РСА ведется разработка ряда мер регионального уровня, которые нужно будет предпринять местным органами власти. Сейчас Банк России, министерство финансов и РСА трудятся над созданием мер по борьбе с мошенничеством в ОСАГО, но для их реализации потребуются и действия, которые предстоит предпринять властям на местах. Например, не так давно начала функционировать норма, важность которой сложно переоценить: исходя из нее, в случае непредоставления транспортного средства на осмотр страховщик не вправе отказать в выплате, но имеет право вернуть потерпевшему поданные им документы на выплату, и в этом случае обязанность по выплате возмещения не наступает. Аналогичные новшества должны серьезно затруднить деятельность мошенников. Идет подготовка поправок в законодательство о приоритете натурального возмещения ущерба в ОСАГО и в части федеральных мер.

 - Нас смущает, что мы видим за последние полгода приезд так называемых "организованных автоюристов", из регионов, где это процветает массово. Это не ваши юристы, которые работают в Москве, которые квалифицированны и профессиональны,с которыми могут спорить страховщики и которые профессионально защищают интересы клиента. Это группировки из Воронежа, Волгограда и других городов, которые приезжают и начинают заниматься этим бизнесом в своих интересах, выкупая у людей право требования, получая у них доверенность на представление интересов и получая в свою пользу деньги, отсуженные по суду. Эта проблема нас очень сильно беспокоит, и мы надеемся, что сейчас вместе с органами госвласти (поскольку решение должно быть комплексным), начать такую работу в регионах, в которых у нас вообще всё плохо – это Краснодар, Волгоград, Ростов, Челябинск, Мурманск и другие. Там мы планируем проводить вместе с администрацией, органами власти в регионах и Центробанком более жесткую политику, – подчеркнул Евгений Уфимцев.

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»