Поиск
Меню раздела

ОСАГО: всякое действие рождает противодействие

10.03.2016

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.
09.03.2016
Радио России
Телефон прямого эфира (495) 956-15-14.
Российских автомобилистов ждёт замена полисов ОСАГО. На что направлена эта мера и как будет проводиться, мы узнаем у гостя в студии - исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Владимировича Уфимцева.
Итак, всем водителям придётся менять полисы ОСАГО?
Е. Уфимцев: Да.
Для чего это делается? С какой целью?
Е. Уфимцев: Это сделано ради двух вещей. Первая вещь. Потому что мы видим большое количество поддельных полисов, которые есть на сегодняшний день на рынке. И самим потребителям очень тяжело выбрать и понять, продают им настоящий полис или подделку, которая сделана квалифицированно, качественно напечатана. Полис ведь не менялся 12 лет. То есть, научились его подделывать.
Вторая вещь. Полис нужен такой, чтобы был обеспечен визуальный контроль его со стороны различных госорганов. Несмотря на то, что у ГИБДД есть доступ к нашей информационной системе, понятно, что каждому сотруднику ГИБДД в поле тяжело проверять каждый полис ОСАГО. То есть, ему нужна визуальная система контроля этого бланка. Поэтому, в том числе и для удобства контрольных функций, мы тоже решили поменять бланк, сделав его более защищённым, чтобы мошенники не могли его подделывать.
Я знаю, что широко обсуждался в профессиональном сообществе наплыв фальшивых полисов ОСАГО на рынке. Можете обозначить масштаб проблемы? Сколько сегодня на рынке фальшивых полисов?
Е. Уфимцев: Мы оцениваем их количество примерно в 2,5-4 процента от общего количества. Это где-то около 1-2 миллионов полисов, которые поддельные, на наш взгляд. Это видно и по тому количеству судов, которые есть сейчас. Ведь проблема здесь не столько даже в самом автовладельце, имеющем фальшивое ОСАГО, а в пострадавших. То есть, люди попадают в ДТП, и вдруг пострадавший узнаёт, что у противной стороны был поддельный полис.
То есть, такому пострадавшему никакая страховая компания ничего не выплачивает?
Е. Уфимцев: Конечно. Пострадавшему предъявляют на самом деле либо поддельный полис, либо показывают полис, который есть, но оформлен в каком-то другом регионе, по ним даже убытки есть, либо вообще в нём указана какая-то фантастическая компания. То есть, подделывают полисы по-разному.
Правда ли то, что качество этих подделок очень высокое?
Е. Уфимцев: Да. Потому что всё-таки первый бланк полиса разрабатывали 12 лет назад. Конечно, времени уже прошло много. Технологии продвинулись вперёд. И сегодня мы видим, что действительно подделка очень квалифицированная, что её даже специалисту без технических средств отличить от настоящего полиса ОСАГО очень тяжело.
Поэтому сейчас мы и делаем новый бланк полиса, который будет более защищён. В нём будут применены даже такие технологии, какие используются при изготовлении денежных купюр, часть таких технологий. Цель - сделать бланк полиса более защищённым и обеспечить возможность проверки его на подлинность визуально как пострадавшими, так и сотрудниками ГИБДД.
Я слышал, что бланки поддельных полисов ОСАГО печатаются чуть ли не в фабричных условиях, в типографиях в некоторых соседних странах и партиями поставляются в Россию?
Е. Уфимцев: Да. Мы с этим боремся, боремся двумя способами. В первую очередь, мы стремимся перехватить отпечатанные фальшивые бланки полисов на таможне при пересечении ими границы. Потому что их возят даже из дальнего зарубежья, а не только из ближнего. И второй способ. Мы боремся с ними с помощью Интернета. Блокируем различные сайты в Интернете для того, чтобы не давать распространять информацию о поддельных полисах. Мы считаем, что более защищённый бланк - это только одна из мер в том комплексе, который предпринимается для борьбы с поддельными полисами.
Ещё одна мера - это, мы бы очень хотели, чтобы все понимали, почему нужно будет качественно относиться к приобретению полиса, потому что мы надеемся всё-таки в ближайшее время запустить процесс проверки наличия полиса ОСАГО у автовладельца с помощью средств фото- и видеофиксации. Считаем это вполне возможным, но технически сложным. Мы думали, что можно будет быстрее запустить подобную систему проверки, уже в начале года. Но пока идёт процесс согласования. Думаю, что в ближайшее время мы всё-таки договоримся и запустим этот процесс.
То есть, автомобили, которые передвигаются по дорогам, попадают в поле зрения камер видеофиксации, которые получат ещё одну функцию: проверки наличия полиса ОСАГО? Значится ли за этим автомобилем полис ОСАГО?
Е. Уфимцев: Да. У автомобиля, который совершил какое-то правонарушение, то есть у него есть фиксация, либо у автомобиля, который просто ездит. Разные камеры есть. В дальнейшем полученная информация проверяется на предмет наличия полиса ОСАГО. В принципе это возможно.
Что касается замены полисов ОСАГО, а я представляю Российский союз страховщиков, страховщики сказали следующее. С 1 июля 2016 года мы начинаем выдавать новые бланки одномоментно, чтобы не было после 1 июля заключения договоров на старых бланках. Потому что раньше у нас замена шла поэтапная, как бы перетекающая. Это первое.
С 1 июля все новые договоры ОСАГО заключаются на новых бланках?
Е. Уфимцев: Да. И любые изменения в них - на новых бланках. Все старые договора страхования действуют. То есть, люди не должны бояться, бежать в свою страховую компанию и срочно менять полис ОСАГО, боясь, что их старый полис прекратил своё действие. Нет, бланк полиса - это только подтверждение договора страхования, поэтому в принципе договора у них действует в полном объёме. Если страховщики захотят, а у них будет такая функция, они могут свои полисы ОСАГО на старых бланках заменить полисами на новых бланках для упрощения работы. Но здесь хотелось бы обратить внимание, что для нас очень важно, и это принципиально, так как поддельность средств защиты нынешнего бланка тяжело доказывается, мы обратились в МВД с просьбой о том, чтобы после 1 июля проверка наличия договора ОСАГО осуществлялась по старым бланкам, но обязательно в электронном виде. Сотрудник ГИБДД, если у водителя старый бланк, должен запросить в обязательном порядке информацию о действующем договоре ОСАГО в информационной системе Российского союза страховщиков, чтобы убедиться, что бланк не поддельный. У них есть такая техническая возможность сегодня осуществлять подобную проверку.
Мы считаем, что после 1 июля должен действовать такой принцип: либо ты показываешь новый бланк, либо ты показываешь старый бланк, что у тебя есть договор, но сотрудник ГИБДД не визуально, а с помощью технических средств осуществляет его проверку. Поэтому тем, кто сейчас пытается приобретать поддельные полисы, тем, кто продаёт их людям, обманывая их, хотел бы сразу сказать, что после 1 июля поддельный полис превратиться практически просто в бумажку.
Конечно, у нас было желание сделать всё это более быстро и системно, но действительно и различные госорганы, и сами страховые компании посчитали, что, наверное, в этом случае будет больше проблем. Хотя замена всех бланков ОСАГО теоретически и технически возможна. Подготовка к этому заняла бы больше времени, все началось бы не с 1 июля, а немного позже. Но в принципе это осуществимая вещь.
Вопрос о стоимости новых бланков. Понятно, что большая степень его защиты дороже и стоит. Как это отразится на автовладельцах в стоимостном выражении?
Е. Уфимцев: На автовладельцах никак не отразится. Это всё ляжет на плечи страховщиков. Они, конечно, понесут убытки, потому что нужно будет старые бланки списать, которые они ещё не использовали. Они всё-таки стоят определённых денег. И сам более защищённый бланк будет стоить чуть дороже. Но это всё за счёт страховщиков. И это никак не отразиться на страховой премии, которую платит человек.
Хотелось бы вернуться назад и разобраться в причинах, из-за которых рынок полисов ОСАГО оказался наводнён фальшивками. На ваш взгляд, кто должен за это понести какую-то ответственность? Кто виноват? Как такое получилось?
Е. Уфимцев: Думаю, что виноваты все. Как бы это ни звучало так совсем уж.
Так не бывает.
Е. Уфимцев: Так не бывает, но, наверное, здесь именно тот случай, когда нельзя назвать какого-то одного виновного. Конечно, виноваты, в том числе, и автостраховщики. Потому что ситуация, которая складывалась в 2012-2013 годах, показывала, что людям было сложно приобретать полисы в регионах. Страховщики сворачивали там свои продажи, потому что экономика не позволяла им их продавать. Они давно говорили, что надо повышать тариф в каких-то отдельных регионах или сегментах. В убыток себе они не хотели продавать полисы ОСАГО, что затрудняло продажи и позволяло мошенникам продавать поддельные полисы. Это первое.
Второе. Страховщики давно уже говорили госорганам, что нужна реформа ОСАГО, нужны изменения, потому что нельзя все 12 лет после введения ОСАГО жить по старым правилам. И машины стали другими, более дорогими. И условия, и особенности работы стали другими. Нужно было систему менять. Но получилось так, что долго затягивали, а потом одномоментно приняли правильные изменения, но сделали это резко. Что тоже привело к тому, что часть людей посчитала, почему это они должны больше платить, когда вроде бы ничего в системе не поменялось. Не поменялось, может быть, за полгода, но за 12 лет поменялось. Услуга стала другой, более качественной. Раньше она была равной 30 тысячам рублей, теперь - 60 тысячам рублей. Раньше лимиты были 120 тысяч рублей, теперь - 400 тысяч рублей. То есть, более качественная услуга, и за неё нужно больше заплатить. Но сделали это быстро. Что, конечно, тоже спровоцировало мошенников на то, чтобы рассказывать людям, что тех с ОСАГО обманывают.
Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.
полис ОСАГО интервью машина/автомобиль автострахование гость
Игорь Гмыза
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57072/episode_id/1275413/

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»