Поиск
Меню раздела

Полемика вокруг автогражданки – Страхование

11.02.2015

Российская газета - Московский выпуск
На 1 апреля 2015 года назначена корректировка тарифов ОСАГО. Чего ждать? Менее трех месяцев остается до реализации второго этапа реформы российского ОСАГО. На 1 апреля 2015 года назначено повышение лимитов "по жизни и здоровью", а также корректировка тарифов. И если по первому пункту вопросов не возникает - уже известно, что лимит выплат возрастет почти втрое и составит 500 тысяч рублей, то по второму вопросу продолжаются дискуссии и споры. Накануне депутат Госдумы Владислав Резник обратился в Центробанк РФ с просьбой обосновать повышение тарифа по ОСАГО. "Обоснований возможного повышения страховых тарифов пока еще общественности не представлено", - пишет Резник. Однако стоило бы вспомнить, что за последние полтора года подобные обоснования представлялись различными экспертными организациями. Среди них - расчеты Независимого актуарного информационно-аналитического центра, рейтингового агентства Эксперт РА, Международной актуарной компании и так далее. Так, 5 февраля, в ходе "круглого стола" в РИА Новости, генеральный директор Международной актуарной компании Евгений Яненко заявил, что тариф должен быть повышен на 56,7%. По данным исследования Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), общее увеличение тарифов должно составлять 56,7%, где 25,43% - необходимое увеличение без учета новых базовых тарифов и лимитов по имуществу; 25,44% - увеличение лимита по имуществу с 1 октября 2014 года, 12,19% - износ; 0,57% - УТС; 24,23% - жизнь/здоровье. При этом недостаточно было бы сложить эти показатели, чтобы выйти на искомую цифру в 56,7%. Специалисты пользуются довольно непростыми актуарными формулами, с которыми также можно ознакомиться самостоятельно, они есть и в открытом доступе. При желании можно и перепроверить верность приведенных цифр. Однако делать это должны, безусловно, специалисты-актуарии. В своем обращении к Центробанку депутат апеллирует к страховой практике Казахстана, Украины и Белоруссии, в которых якобы лимиты выше, а тарифы ниже. Но опять-таки, сравнивать российскую и зарубежную систему абсолютно некорректно. Особенно если учесть, что в целом ряде стран СНГ из-за несовершенств в законодательстве и неурегулированной практики споры зачастую решаются "на месте". Часто не без пресловутых разборок, о которых в России уже успели позабыть. Проще говоря, системы в некоторых странах зарубежья таковы, что нечего и пытаться урегулировать конфликт законно. Системы, аналогичные ОСАГО, там попросту не работают! Отсюда - низкая частота обращений и более удачная статистика. Удачная - но только лишь на первый взгляд. Есть и другие факторы. Например, в Украине широко применяется франшиза - а у нас ее нет. Другие показатели в странах СНГ, даже несмотря на то, что это наши ближайшие соседи, совсем другие. И автопарк ("дешевле", "старше"), и качество дорог, и частота урегулирования убытков, и судебная практика. Другое - все. Поэтому сравнивать лишь отдельные, вырванные из контекста цифры - неправильно. Однако, если уж и хочется сравнить, то можно обратиться к опыту европейских стран, где тарифы регулируются рынком (в Британии, например, стоимость полиса "автогражданки" достигает 800 евро). И где, кстати, это дало свой результат: лимиты выплат в разы больше, чем в России, где тариф сдерживается рядом факторов.
 
 
 
Российское ОСАГО предлагают подвести под Казахстан
 
Депутат убеждает ЦБ не повышать тарифы
 
"Коммерсантъ" от 11.02.2015


 
Накануне очередного повышения ставок ОСАГО в апреле автомобилисты получили неожиданного защитника их интересов: депутат Госдумы Владислав Резник в своем запросе на имя главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной заявляет об отсутствии необходимости повышать тарифы. Депутат приводит в пример рынок Казахстана, где при схожих лимитах цены на обязательные полисы ниже.
Депутат-единоросс Владислав Резник отправил в ЦБ запрос с просьбой дополнительно изучить обоснованность принятия решения об увеличении тарифов ОСАГО. Напомним, с 1 апреля готовится очередное обновление ставок обязательного автострахования в связи с вступлением в силу второго этапа реформы ОСАГО — увеличением выплат по вреду жизни и здоровью с 160 тыс. до 500 тыс. руб.
Как пишет господин Резник в тексте запроса (есть в распоряжении “Ъ”), ЦБ следует обратить внимание на тарифную политику ОСАГО в Республике Казахстан. «Это представляется достаточно актуальным, в том числе и в связи с тем, что предполагается унификация страхового законодательства и формирование единого страхового рынка в ЕврАзЭС,— утверждает депутат.— Действие системы ОСАГО в Республике Казахстан осуществляется в аналогичных российским условиях, схожи правила дорожного движения, дорожная инфраструктура, автомобили, поведенческие особенности водителей».
Далее приводятся местные лимиты выплат: за ущерб имуществу одного потерпевшего в пересчете с тенге на рубли — 420 тыс. руб., за вред жизни — 700 тыс. руб. Таким образом, ответственность страховщиков в республике выше российской, при этом тарифы ниже — 1330 руб. (в России базовая ставка 1980 руб.). «Практической необходимости в повышении тарифов нет»,— делает вывод депутат.
«Мы неоднократно предоставляли общественности актуарные расчеты о необходимости увеличить тарифы на 60%,— не согласен президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.— 70% российского автопарка — это иностранные машины, ремонт которых с учетом девальвации уже подорожал процентов на сорок. Не надо примеров Казахстана, надо рассуждать с точки зрения логики, на что мы и опираемся».
В ВСС замечают: если ориентироваться на примеры удачного и сбалансированного тарифообразования, есть смысл обратиться к европейскому опыту, где пройден путь от жесткого тарифного регулирования к свободному ценообразованию. В среднем по Европе тариф составляет €200, в Великобритании он приближается к €800.
«Однако нам необходимо исходить из своих, российских реалий, ориентироваться на уже имеющуюся статистику убыточности и на те расчеты, которые готовят независимые эксперты,— утверждают в ВСС.— Согласно исследованию Независимого актуарного информационно-аналитического центра, общее увеличение тарифов должно составлять 56,7%, где 25,43% — необходимое увеличение без учета новых базовых тарифов и лимитов по имуществу».
Владислав Резник не первый раз в этом году беспокоится о судьбе страховщиков. В конце января он отправил депутатский запрос в ЦБ с просьбой объяснить причины задержки запуска Бюро страховых историй, которое, по его мнению, должно помочь в преодолении кризиса на страховом рынке. ЦБ должен нормативным актом установить порядок эксплуатации этой системы, но, как утверждает депутат, до сих пор этого не сделал.
 
 
ОСАГО из машины
 
Банки.ру
 
11.02.2015
С 1 июля 2015 года у автовладельцев появится возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет. Клиентам не нужно будет обращаться к посредникам или посещать офис компании. Как страховщики относятся к грядущим изменениям и смогут ли автомобилисты купить заветный полис без довеска, выяснял Банки.ру.
Одним из ярких и значимых событий на российском страховом рынке в этом году станет возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет. Соответствующие поправки к закону об ОСАГО вступают в действие с 1 июля 2015 года. Купить автогражданку россияне смогут на сайте страховой компании, после чего полис в электронном виде поступит на электронный адрес клиента. Таким образом, у автомобилистов отпадет необходимость обращаться за полисом к посредникам или в офис страховой компании.
Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Cтрахование» Сергей Демидов уточняет, что перед покупкой полиса на сайте страховщика клиент должен будет ввести определенный набор данных. «Будет производиться автоматическая проверка персональных данных собственника ТС и лиц, допущенных к управлению, а также информации о ТС (например, состоит ли оно на учете в ГИБДД). После этого страхователь получает информацию с расчетом страховой премии и может оплатить полис прямо на сайте», — говорит Демидов.
Опрошенные Банки.ру страховщики полагают, что процесс продажи полисов ОСАГО через Интернет положительно скажется как на страхователях, так и на страховщиках. Правда, для последних переход на электронный полис ОСАГО обернется существенными затратами. Участникам рынка придется вложиться в разработку интерфейса, организацию процесса обмена данными с внешними системами. «Однако в перспективе эти инвестиции окупятся за счет сокращения издержек на контроль бланков строгой отчетности, выплату вознаграждений агентам и прочие расходы, которые сейчас несут страховые компании при поддержании бумажного документооборота», — прогнозирует Демидов.
«Такая технология позволит нам снизить трансакционные издержки, расходы на ведение дела: уменьшит количество людей, задействованных в процессе, предоставит возможность сэкономить на бумаге, доставке полисов и других процессах», — рассказывает руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров. По его мнению, инвестиции страховых компаний в создание системы электронных продаж ОСАГО будут очень весомы – ресурсы потребуются не только на создание самой системы, но также на ее продвижение и популяризацию среди населения.
«Страховым компаниям придется произвести дополнительные инвестиции, чтобы обеспечить возможность электронных продаж. Это будет очень серьезным изменением в IT-системах. Как скоро экономия на бланках полисов и квитанций окупит инвестиции, никто сейчас не скажет», — рассуждает заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Он отмечает, что возможность покупки полиса ОСАГО через Интернет – это еще один дополнительный канал продаж страховых услуг, при этом никаких ограничений на традиционный канал продаж не произойдет: «Клиент сам выбирает, как ему удобнее заключить договор – через интернет-сервис или обратившись непосредственно в офис продаж».
В том, что электронное ОСАГО станет позитивным изменением для всех участников рынка, уверен и директор департамента прямых продаж страховой компании «Согласие» Роман Пронин. Однако, замечает наш собеседник, для качественного обеспечения перехода на электронные полисы ОСАГО необходимы значимые законодательные изменения, отменяющие текущие требования, – начиная от наличия у страхователя усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов и бумажного полиса, которые он должен предъявлять при проверке сотруднику ГИБДД, и заканчивая требованиями к страховой компании хранить копии документов страхователя.
Ранее в интервью Банки.ру президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил, что РСА предпринял все технические, технологические, финансовые и другие меры для того, чтобы электронный полис заработал в срок. При этом для реализации проекта потребуются определенные меры со стороны федеральных органов исполнительной власти, соответствующие приказы и постановления. Так, необходимо будет, чтобы информационные системы ГИБДД совпадали с системами РСА, чтобы был обеспечен доступ к информации с двух сторон. Кроме того, для проверки данных автомобиля и водителя нужно будет наладить взаимодействие с базами данных Федеральной миграционной службы и Пенсионного фонда России. У первого ведомства страховщики будут проверять паспортные данные потенциального клиента и адрес регистрации, от которого зависит региональный коэффициент и конечная стоимость полиса. В базе ПФР участники рынка будут проверять страховой номер индивидуального счета. «Если федеральные органы исполнительной власти успеют к назначенному сроку, с нашей стороны задержек не будет», — заверил Игорь Юргенс.
«Некоторые страховые компании уже сейчас говорят, что внедрение электронных полисов потребует от них значительных инвестиций. Это преувеличение. И говорят они это на фоне завышенных издержек на ведение дела, в том числе на агентов», — говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Эксперт отмечает, что электронный полис ОСАГО позволит страховым компаниям не платить комиссионное вознаграждение агенту. А клиенты, помимо экономии времени на оформление и покупку заветного документа, наконец избавятся от навязывания дополнительных услуг при покупке ОСАГО через Интернет, как это практикуют сегодня многие страховщики. «Главное, чтобы Центробанк внимательно отслеживал работоспособность систем выдачи электронных полисов у каждой страховой компании. А то у не желающих идти в ногу со временем страховых компаний будут постоянные отговорки: «Выдача электронного полиса временно невозможна. Обратитесь в офис за оформлением полиса ОСАГО», — резюмирует Тюрников.
 
 

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»