Молодым – дороже
03.02.2011
По словам заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, ведомство значительно продвинулось в диалоге с автостраховщиками относительно новых корректировок региональных коэффициентов в обязательной "автогражданке". Таким образом, вполне возможно, что уже в текущем году полис ОСАГО подорожает. Причем не исключено, что в большей степени подорожание коснется молодых неопытных водителей.
"Российский союз автостраховщиков (РСА) представил Минфину РФ свои расчеты по региональным коэффициентам. Ряд из них указывали на необходимость повышения коэффициентов. Шесть территорий, по результатам анализа актуариев, могут надеяться на снижение применяемого к тарифу ОСАГО коэффициента", - отмечает Вера Балакирева. С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз - в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, в то время как накопленная инфляция за это время составила более 200%.
В настоящее время Минфин подготовил вариант увеличения лимитов ответственности страховых компании с одновременной корректировкой базового тарифа, чтобы привести тариф в соответствие с объемом обязательств, которые несут на себе страховые компании. "Что же касается коэффициентов, они
предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. По сути, они являются отражением реальной статистики. Необходимость изменения тарифных коэффициентов назрела давно", - говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.
Целый ряд российских регионов оказались убыточными в ОСАГО, а некоторые превышают критический порог убыточности в 77%. Среди них, в частности, Свердловская область, республики Дагестан, Башкортостан и Татарстан, Ульяновская, Мурманская области. "Повышение коэффициента планируется в 169 из 299 городов, без изменений коэффициент останется в 124 городах, а 6 городов по результатам анализа актуариев РСА могут надеяться на снижение коэффициента к тарифу ОСАГО", - говорит Павел Бунин.
Кроме того, планируется повышение коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Это обусловлено высокой убыточностью по молодым водителям и водителям с небольшим стажем вождения. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет.
Также РСА подготовил корректировку коэффициента страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства. Как пояснил президент РСА, изначально практика страхования ОСАГО с периодами использования транспортного средства менее 6 месяцев отсутствовала,
коэффициенты для периодов использования 3, 4, 5 месяцев были основаны на статистике полисов "Зеленая карта" и опыте некоторых зарубежных стран. На сегодняшний день статистика РСА позволяет сделать вывод, что установленный для периодов использования транспортных средств продолжительностью 3, 4 и 5
месяцев коэффициент оказался недостаточным и, в связи с этим, по расчетам РСА, необходимо повысить коэффициент для 3 месяцев с 0,4 до 0,5, для 4 месяцев - с 0,5 до 0,6 и для 5 месяцев - с 0,6 до 0,65. В РСА отмечают, что тарифы и впредь будут увеличиваться, пока не произойдет перелом в обстановке на дорогах и в том числе в сознании водителей.
По словам Веры Балакиревой, постановление на эту тему может появиться уже к лету текущего года. Пока же проект документа еще только разрабатывается, и ему предстоит пройти этап согласований. Павел Бунин
выразил надежду, что в ближайшие месяц-полтора постановление будет принято.
Вместе с тем глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль считает, что вопрос повышения тарифов в ОСАГО требует жесткой увязки с созданием информационной базы РСА. "У нас возник вопрос по той статистике и данным, которые агрегируются участниками рынка ОСАГО. Наше совместное мнение с Минфином, что вопрос повышения тарифов в ОСАГО, который активно муссируется страховщиками, будет правильным обсуждать и увязывать созданием единой информационной системы в "автогражданке". Тогда мы сможем увидеть правильные показатели верной убыточности на данном рынке", - подчеркивает он. Создание федерального информационного ресурса ОСАГО предусмотрено законом. Идея ресурса проста и заключается в объединении базы данных страховщиков, Российского союза автостраховщиков, ГИБДД и других госорганов. Предполагалось, что к системе будут получать разные степени допуска сотрудники вовлеченных структур, что должно наладить взаимообмен информацией и упростить работу всей системы. До сих пор данный ресурс так и не был создан.
Арина Орлова