Поиск
Меню раздела

Остаться в живых ОСАГО поможет только пересмотр тарифов

30.09.2008

В 2007 году сборы страховщиков по ОСАГО в регионе составили 2 млрд. 72 млн. 337 тыс. рублей, выплаты — 1 млрд. 473
млн. 575 тыс. рублей. Уровень выплат составил 71%.

По словам начальника отдела маркетинга филиала Росгосстраха в Тюменской области Марины Сычевой, по итогам
прошлого года убытки компании от этого вида страхования в среднем составили 74%. Наиболее проблемная ситуация на
тюменском севере. В Салехарде, Югорске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Урае и Мегионе убыточность превышает 100%.

Страховщики связывают это с тем, что в этих небольших, но динамично развивающихся городах автомобиль могут
позволить себе купить многие, а это означает, что нагрузка на страховые компании из-за различных ДТП возрастает в разы.
Так, согласно исследованию аналитического агентства АВТОСТАТ , Сургут входит в тройку самых автомобилизированных
российских городов (378 автомобилей на 1 тысячу человек). Ситуация усугубляется еще и тем, что за руль в последние
годы село много водителей-новичков, что способствует росту аварийности.
Среди основных причин убыточности автогражданки называют инфляцию. Цены на запчасти и услуги СТО растут,
вместе с тем, тарифы по ОСАГО не менялись уже около пяти лет, с момента введения обязательного страхования
автогражданской ответственности. Например, если в 2003–2004 году стоимость нормо-часа в Тюмени составляла
для российских авто 200 рублей, для иномарок — 400 рублей, то сейчас цены выросли в 2–2, 5 раза, поясняют специалисты
«Росгосстраха».
Кроме того, развитая система автокредитования способствуют тому, что водители пересаживаются с отечественных авто
на более дорогие в обслуживании иномарки. Также снижается и средний возраст российского автопарка. Все это приводит
к росту среднего размера выплат.
Изменение тарифов на ОСАГО — практически единственный выход из сложившейся ситуации — об этом говорят все
страховщики, представленные рынке. Однако пока не понятно, когда именно оно произойдет.
 
Отметим, что во всем мире, рентабельность ОСАГО составляет 2–3%. Россия тоже приближается к этому уровню. 
По прогнозам Марины Сычевой, в скором времени на рынке ОСАГО останутся только крупные игроки, так как прибыль в
этом виде страхования приходит лишь при очень больших объемах.
За пять лет действия закона рынок уже покинули 17 страховых компаний, не справившихся с ростом убыточности (это 10%
от числа всех работающих на рынке ОСАГО). В дальнейшем этот процесс будет усиливаться, и в ближайшее время, если
тариф не будет повышаться, рынок вынужденно покинут небольшие и региональные компании, а их обязательства будут
переложены на страховое сообщество , — прокомментировала Марина Сычева.
Она также заметила, что Росгосстрах не собирается уходить из убыточных регионов, и будет работать по всей территории
страны. Зарабатывать на ОСАГО компании позволяет диверсификация рисков. Разветвленная филиальная сеть
Росгосстраха позволяет держать среднюю убыточность по стране на приемлемом уровне и обеспечивать
сбалансированность страхового портфеля благодаря большому клиентскому портфелю по классическим видам страхования.
Подобной точки зрения придерживается и другая крупнейшая страховая компания РОСНО . Учитывая, что при
существующих тарифах этот сегмент уже не приносит прибыль, а во многих регионах несет убытки, можно предположить,
что ситуация будет усугубляться, и количество игроков, которые предоставляют услуги по ОСАГО, будет сокращаться, —
пояснила начальник управления по работе с автосалонами Уральской дирекции РОСНО Екатерина Потапова. — Станет ли
это сокращение обвальным или постепенным, пока сказать трудно. Но по итогам 2008 года многие компании зафиксируют
убытки, и будут принимать решение о дальнейшей политике по ОСАГО .
В целом в компании прослеживаются все тенденции, которые сложились сегодня на рынке ОСАГО: рост средней выплаты,
выплат в целом, убыточности. Это объясняется ростом среднерыночных цен на ремонт ТС, влияющим на оценки
независимых экспертиз, и ростом частоты обращений клиентов, на которую влияет, в том числе, сезонность. В 2006 и 2007
годах стоимость ремонта на автосервисах росла примерно на 20% в год. А если тарифы не будут пересмотрены, это
приведет к дальнейшему росту убыточности, отмечают специалисты Уральской дирекции «РОСНО».
Олеся Щербакова

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»