Страховщики недобрали денег
31.07.2008
По итогам шести месяцев этого года сборы по «автогражданке» составили 38,7 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 13%. А вот объем выплат вырос на 22% и составил 21,4 млрд рублей. Кроме того, по сравнению с прошлым годом количество урегулированных страховых случаев увеличилось на 20%. При этом количество заключенных договоров увеличилось всего на 8%. Директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов констатирует: «Выплаты растут быстрее сборов, это свидетельствует о том, что если не поднять тарифы, то компании могут начать сдавать лицензии по ОСАГО в надзор».
Пока крупные страховщики лицензии тем не менее не сдают. Но все же в десятке лидеров заметны изменения. Лидер сегмента - «Росгосстрах» постепенно сокращает свою долю на рынке. С момента введения «автогражданки» она сократилась примерно на 10 процентных пунктов. Начальник центра стратегических исследований страховщика Алексей Зубец объясняет это тем, что жесткая конкуренция приводит к росту затрат на продвижение, в связи с этим доля лидера снижается. «Росгосстрах» платит нормальные вознаграждения, агенты часто уходят туда, где платят больше. По сравнению с первым кварталом сократила свою долю на рынке на 0,5 процентного пункта и Военно-страховая компания. К сожалению, ее топ-менеджеры оказались вчера недоступны.
Несколько страховщиков продолжали в первом полугодии наращивать доли на рынке. Среди них - «Альфастрахование», «Цюрих.Ритейл», «Уралсиб» (0,4 процентного пункта за прошлый квартал). «Наверное, у материнских структур этих компаний есть избыточные средства, которые акционеры готовы вкладывать в захват доли этого бизнеса», - считает Алексей Зубец. «Перед нами акционеры поставили требования и по прибыльности, и по доле рынка, между которыми мы сейчас и лавируем, - признается руководитель управления и методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров. - Если посчитать все расходы на ведение дела, то мы близки к нулю, но тем не менее не хотим замедлять темпы роста». Похожей позиции придерживаются и в «Цюрих.Ритейле». «Учитывая опыт западных стран, где рынки обязательного автострахования тоже были убыточными, мы верим, что в долгосрочной перспективе ОСАГО в России будет для нас прибыльно», - поясняет финансовый директор «Цюрих.Ритейла» Сергей Савосин.
Оценить, когда ОСАГО вновь станет прибыльно, довольно сложно. В марте РСА обратился в Минфин с предложением увеличить тарифы для граждан с 1980 до 2417 рублей. Тогда министерство отказалось рассматривать предложение страховщиков, пока оно не будет подкреплено вескими аргументами. Аргументы появятся в августе, когда Росстрахнадзор представит на суд общественности результаты исследования убыточности ОСАГО, которое проводили три группы актуариев. А обсуждать эти исследования будет специальная рабочая группа, в которую вошли представители Росстрахнадзора, Минфина, Минэкономразвития, МВД и страхового сообщества. Заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева сказала «Газете», что собрание рабочей группы назначено на сентябрь. «Но не стоит ожидать, что решение о пересмотре страховых тарифов будет принято уже в сентябре. Скорее всего, нам грозит кропотливая аналитическая работа», - говорит Вера Балакирева.
Доля рынка лидеров ОСАГО, %
|
Компания |
6 месяцев 2008 года |
3 месяца 2008 года |
1 |
Росгосстрах* |
26,4 |
26,2 |
2 |
РЕСО-Гарантия |
8,6 |
8,7 |
3 |
Ингосстрах |
6,2 |
6,2 |
4 |
РОСНО |
3,8 |
3,7 |
5 |
Уралсиб* |
3,2 |
2,8 |
6 |
Военно-страховая компания |
3,2 |
3,7 |
7 |
Спасские ворота |
3,0 |
3,0 |
8 |
Цюрих.Ритейл |
2,6 |
2,7 |
9 |
Русский мир |
2,6 |
2,7 |
10 |
Альфастрахование |
2,1 |
2,1 |
*Данные указаны по группе компаний
Источник: РСА
30.07.2008 / КСЕНИЯ ЛЕОНОВА