Поиск
Меню раздела

Госдума приняла в 1-м чтении законопроект, направленный на повышение защиты интересов граждан и юрлиц при осуществлении ОСАГО

10.10.2007

Законопроект, внесенный правительством РФ, направлен на устранение имеющихся в законе об ОСАГО противоречий, защиту интересов граждан и юридических лиц, а также исполнение решения заседания правительства по вопросу "О ходе реализации законодательства РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и мерах по его совершенствованию".

В проекте закона уточнены понятия территории преимущественного использования и страхового случая, что позволяет исключить множественность их толкований. В частности, исключено понятие "внутренняя территория организации".

Введение нормы, устанавливающей в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью страховой суммы не более 160 тыс руб одному потерпевшему, позволит повысить уровень защиты потерпевших и размер страхового возмещения не зависимо от числа страховых случаев и количества потерпевших.

В целях упрощения процедуры получения потерпевшим страховой выплаты предусматривается: установление права потерпевшего при наличии соответствующих условий обратиться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор страхования его ответственности; возможность при определенных условиях оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников милиции; обязанность страховщика организовать проведение независимой экспертизы заменена его правом определять необходимость ее проведения по согласованию с потерпевшим.

Уточнен порядок определения размера страхового возмещения, причитающегося нескольким потерпевшим /если общий размер ущерба превышает страховую сумму/, что позволит исключить субъективный подход страховщиков к решению вопроса о размере страхового возмещения.

Конституционный суд РФ в постановлении от 31 мая 2005 г 6-П указал, что вытекающая из статьи 45 Конституции РФ обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевшего /выгодоприобретателя/ предполагает также необходимость установления ответственности страховщика, что позволит стимулировать своевременное исполнение им своих обязанностей и значительно снизить вероятность нарушения прав потерпевшего.

В статье 13 законопроекта вводится специальная мера гражданско-правовой ответственности - неустойка /пени/ за несвоевременное осуществление страховой выплаты.

Законопроект уточняет круг лиц, к которым страховщик предъявляет регрессное требование.

В законопроекте уточнен порядок заключения, возобновления, прекращения договора страхования и определен порядок осуществления обязательного страхования, что позволит более четко регламентировать действия сторон при наступлении страхового случая.

Также в законопроекте в целях защиты пассажиров содержаться положения, предусматривающие обязанность владельцев транспортных средств информировать об их правах.

В целях сокращения периода страхования предусматривается: для физических лиц заключение договора страхования с условием ограниченного использования в течение трех и более месяцев в году /вместо шести и более месяцев в году/; для юридических лиц, использующих специальную и специализированную технику, заключение договора страхования с условием ограниченного ее использования в течение шести и более месяцев в году.

Учитывая, что с 1 января 2005 г инвалиды перестали получать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства через органы социальной защиты, законопроектом введена норма, устанавливающая право на получение компенсации в размере 50 проц от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования в случае, если транспортное средство получено инвалидом по медицинским показаниям, также при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и еще не более чем двумя водителями.

Первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов, комментируя журналистам принятый законопроект, заявил: "Правительство сделало то, что и должно было сделать. Обобщив четырехлетнюю практику применения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, оно вносит в него необходимые изменения. Это – нормально. Это означает, что мы приходим к пониманию того, что закон – вовсе не "священная корова". Публичное признание упущений в нем и их достаточно оперативное устранение – это и есть цивилизованное законотворчество".

По словам члена комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Коваля, ко второму чтению необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о возможности увеличения размера страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших, или об установлении фиксированных сумм страховых выплат потерпевшим в зависимости от тяжести вреда, причиненного жизни или здоровью.

В законопроекте отсутствует определение понятия "международные системы страхования". А.Ковалю представляется некорректным обуславливать установление обязанности по страхованию участием некоммерческой организации в неопределенной международной системе.

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев
ПОДРОБНЕЕ
Банк России
Подробнее
Компенсационные выплаты
Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»